Белая лихорадка охватывает миллионы людей каждый год и они устремляются на горнолыжные курорты. Крупные спортивные компании постоянно разрабатывают новые виды снаряжения и выбрасывают на рынок покупателям разного уровня и достатка. Всё это для вашего удовольствия. Когда видишь белоснежные просторы, перспективу спуска с Эльбруса или Маттерхорна, то так и хочется одеть лыжи и отправится в это увлекательное путешествие, сев в вагончик фуникулёра ранним утром, когда ещё только начинают солнечные лучи прикасаться к снегу. Вечером же приятно расслабиться в компании бокала вина возле тёплого камина, в котором потрескивают сосновые поленья. Однако для того, чтобы ваши зимние каникулы прошли успешно и запомнились только с хорошей стороны следуйте некоторым советам.
Классы экипировки
Всю горнолыжную экипировку можно разделить на 4 класса: "для спортсменов", "для экспертов", "для совершенствующихся" и "для новичков".
Начнём с начала.
Класс для «новичков».
Если вы катаетесь первый или второй сезон, неуверенно чувствуете себя на льду, то вы относитесь к этому классу. Вам нужны широкие пологие склоны с хорошим выкатом и тщательно обработанные ратраками.
Для «новичков» существует специально снаряжение: недорогое и простое по конструкции. Оно мягкое, удобное и манёвренное. Однако не очень долговечное – хватает только на 2-3 года, после чего приходит в негодность либо «новичку» становится неинтересно и он переходит в следующий класс. Покупать экипировку лучше в специализированных магазинах и с гарантией, выбирать лыжи по росту и ботинки по размеру, а также консультироваться с продавцом, который вероятно знает больше вас. Соблюдение этих условий гарантирует вам комфортное катание.
Второй класс как «Совершенствующиеся» достаточно многочисленный. Отличить лыжников этого класса просто: их не разносит на льду, они умеют контролировать скорость и вполне уверенно обрабатывают бугры. Это те люди, которые на лыжах от 2 до 4 лет. Снаряжение этого класса обладает очень приятными характеристиками: оно недорогое, надёжное и долговечное, если конечно вам не придёт на ум испытывать на его на прочность.
Третий класс по уровню мастерства это «Спортивный». В этом классе вам необходимо наличие скоростных лыж, а также ботинок и креплений с самой прочной и сложной конструкцией. Тут применяются самые новые технологии и материалы. Это оборудование предназначено для езды на высоких скоростях, для которых создаются ледяные спортивные трассы. Если вы попали в этот класс, то у вас есть отличная возможность поохотиться за драгоценными металлами на пьедестале почёта.
Для того чтобы отдых на горнолыжном курорте прошёл успешно и вы смогли поистине насладиться катанием и купанием в белоснежных покрывалах гор, вам необходимо очень тщательно подобрать снаряжение, которое соответствует вашему классу катания.
Ещё один класс, наиболее продвинутый – это «эксперты». Они отличаются от спортсменов тем, что могут кататься по любым трассам: бугры, целина ,жёсткие экстремальные склоны.
Прогресс не стоит на месте поэтому была разработана новая конструкция лыж: узкая талия, расширенный носок и пятка, а также специальные вставки в ботинки, особая форма клипс и скорлупы, платформа для креплений – всё это специально для карвинговых поворотов. Однако такие повороты возможны лишь на широких заглаженных склонах.
Для юных любителей катания
Детское снаряжение всегда высокого качества и ничуть не уступает взрослому. В детском возрасте также существуют различные классы лыж: карвинговые, соревновательные, для «чайников». Все элементы экипировки каждая уважающая себя фирма выпускает для детей как и для взрослых. Ни в коем случае не жалейте денег и не покупайте снаряжение на вырост. Когда ваш ребёнок подрастёт, то вы сможете обменять старое снаряжение на новое, по размеру.
Терминология
Лыжи
Кант - стальная полоса, идущая вдоль скользящей поверхности лыжи, позволяющая лыже не проскальзывать на поворотах. Делается из нержавеющей, хорошо закаленной стали. В некоторых моделях лыж характеристики внешнего и внутреннего кантов (длина, твердость) могут отличаться.
Носок - пластиковая насадка на носок лыжи. Служит для уменьшения вибрации, предохранения от повреждений лыжи, облегчения веса конструкции и (в спортивных моделях) для более точного входа в поворот.
Платформа - пластиковая платформа, смонтированная на лыжу сверху. Гибкая и легкая конструкция, равномерно прогибающая лыжу и снижающая нежелательные вибрации. Применяется, в основном, в спортивных моделях.
Карвинговая геометрия. Мнения специалистов расходятся по вопросу, какую лыжу считать "карвинговой", а какую - нет, но большинство сходятся на том, что лыжи с боковым вырезом радиусом меньше 30 метров - уже карвинг.
Скользячка - скользящая поверхность, та поверхность, на которой лыжа непосредственно скользит.
Ботинки
Существует множество моделей ботинок, но они делятся на несколько основных групп по различному сочетанию требований: они должны быть комфортными и в тоже время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Различные комбинации этих, как правило, взаимоисключающих требований и приводят к необходимости создания нескольких групп ботинок. В связи с этим чем комфортнее ботинок, тем ниже уровень передачи усилия на лыжу и ниже скорость езды, у гонщиков же ботинки не очень комфортные, а жёсткие и рассчитаны на катание на высоких скоростях.
Ботинки для начинающих - максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, часто с возможностью переключения режимов «ходьба–катание», что помогает освоиться в необычных и непривычных "колодках". Именно такие ботинки и должны быть вашими первыми горнолыжными ботинками.
Какие регулировки наиболее важны?
В ботинках существуют регулировки и вы их используете в зависимости от того, какое катание вам предстоит (например, переключатель жесткости ботинок поможет при переходе с жесткого подготовленного склона на бугры).
Для дополнительной фиксации и плотного обхвата манжетой (верхней частью наружного ботинка) икроножной мышцы также применяется ремень (одно из торговых названий – Velcro 360), охватывающий ногу по самому верху манжеты ботинка. Затяжка позволяет максимально быстро, плотно и вместе с тем достаточно мягко обхватить икроножную мышцу и зафиксировать ее не только во внутреннем ботинке, но и относительно манжеты внешнего жесткого ботинка.
Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее. Переключатель «ходьба–катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и проч. Со временем к наклону ботинка привыкаешь и такой переключатель перестает быть нужным. А для начала - вполне полезное дополнение (конечно, если ботинки вам подходят по ноге - это непременное условие!)
Чем отличаются женские модели?
Если вы женщины то вы должны подбирать ботинки специально изготовленные с расчётом на строение женской ноги и фигуры. Строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин. Именно для учета этих особенностей манжета женских моделей обычно сильнее наклонена вперед, чем у моделей, предназначенных для мужчин. Кроме того, мотивация у женщины может совершенно отличаться от мужской – мужчина чаще стремится получить удовольствие от скорости и точности движений, а для большинства женщин горные лыжи – это скорее возможность отдохнуть вместе с семьей или друзьями, побыть на солнце, насладиться всем комплексом ощущений, которые предоставляют горы зимой. Так пусть ботинки будут удобными и комфортными, и пусть женщина в них катается на доступной для нее скорости, а не борется со склоном и снаряжением.
Нужно ли покупать дорогие специальные носки?
Прежде чем обуть ботинок, необходимо одеть носок, так?. Тонкий, обязательно заканчивающийся выше ботинка эластичный носок, не оставляющий ни единой складочки – вот идеальное решение. Разнообразие специализированных горнолыжных носков велико. Однако их стоимость может переваливать за 40 долларов, но тут золотое правило – «чем мех дороже, тем он лучше» тоже действует… Иногда, особенно на морозе, нога в обычном носке в ботинок «лезет» с большим трудом – попробуйте поверх обычного носка, в котором катаетесь, натянуть тончайший капроновый «подследник» или гольф – обуваться станет значительно проще.
Крепления
Регулировка крепления. Измеряется в DIN-ах. Рассчитывается следующим образом: вес вашего тела поделите на 10, если вы катаетесь агрессивно, спортивно - прибавьте от 2 до 6 единиц (по ощущению), если катаетесь спокойно - оставьте как есть, если вы начинающий - отнимите от полученной цифры 1-2 единицы (по ощущению).
Диагональ. Термин, обычно применяющийся для задней или передней головки крепления. Означает способность открываться при критических нагрузках во всех направлениях.
Горнолыжные палки
Параметр при выборе практически один - длина. Все эти супероблегченные из углепластика, да отделяющиеся при падении ручками, да с победитовым острием, да... конечно, верх конструкторской мысли. Но все это великолепие пропадет, если палки окажутся длинноваты.
Какие опасности подстерегают лыжника?
Главная ваша опасность – это вы сами. Прежде чем пуститься с какого-то склона, рассчитайте и продумайте заранее сможете ли вы это сделать, если у вас появится сомнение, то это ваше подсознание пытается спасти вас от травмы, поверьте ему. Оставьте дома желание повыпендривать и произвести впечатление. Вероятнее всего это закончится в местной больнице. Но, впрочем, для горнолыжного спорта есть свои узко профессиональные травмы, характерные именно для этого вида спорта и отдыха.
Мозоли, вывихи, растяжения, распухшие голеностопные суставы – это то, через что прошли многие любители и профессионалы пользующиеся ботинками старых классических моделей Polsport и Alpina. Однако прогресс не стоит на месте и новые ботинки предохраняют голеностоп и лодыжку, но идеального не придумаешь и теперь большинство травм приходится на колени.
В группу риска входят женщины. Они наиболее подвержены травме колен.
Связано это в первую очередь с особенностями фигуры представительниц прекрасного пола: широкие бедра увеличивают угол, под которым бедренная кость связывается с коленом. В результате возникает вращающий момент, который "скручивает" сустав.
Также в эту группу попадают те, кто уже имел травмы. Важно «разогреть» связки перед катанием как и перед любой другой тренировкой, иначе вы тоже попадёте в группу риска.
Наиболее вероятные сценарии коленных травм:
1. "Задняя стойка" - типичная ошибка многих новичков, испугавшихся склона и "севших" на пятки. Бедра опущены ниже колен и соответсвенно отсутствует естественная амортизация. Вся нагрузка на колени. Так что если уж вы поехали и испугались только в дороге – не бойтесь, попытайтесь преодолеть препятствие раз уж так вышло.
2. "Прямые ноги" - механизм этой травмы срабатывает обычно после высокого прыжка с бугра или трамплина. Коленный сустав выворачивается назад, как у кузнечика. Задники лыж ударяются о землю первыми, мышцы напрягаются, чтобы восстановить равновесие, ноги становятся "каменными". Колено оказывается между движушимися навстречу друг другу костями - бедренной и берцовыми. Совет - в полете постарайтесь удерживать "пружинообразное" положение тела - руки и ноги чуть согнуты в суставах, голова прямо, спина немного наклонена вперед.
3. "Клик-клак". Этот сценарий характерен для больших скоростей, когда лыжник делает энергичный поворот со сведенными коленями. Лыжа, попав на бугор или вылетев на лед, сбивается с устойчивой дуги и травмирует передне-крестообразную связку колена. Довольно редкая травма, в основном встречается у спортсменов. Совет - смотрите вперед - что у вас на пути, и старайтесь избегать неожиданных бугров и льда.
4. "Падение вперед". Когда лыжник падает вперед, бедренная кость движется в том же направлении, а берцовые кости голени - назад. Колено "срезается" как ножницами. В лучшем случае пострадавшему обеспечено растяжение связок. Совет - не "выставляйте" ноги, когда падаете. Чувствуете, что летите - подтяните немного ноги к животу, согнутые колени смягчат удар.
Перед открытием горнолыжного сезона прислушайтесь к себе. И постарайтесь реально оценить свои возможности. Для начала задайте себе вопросы: готовился ли я специально к наступающему сезону? Включала ли моя подготовка специальные упражнения для коленей? Ощущаю ли я боли, судороги, опухоли в травмированных ранее коленях? Чем больше ответов "нет" на вопросы по подготовке и чем больше болезненных симптомов в травмированных ранее коленях, тем, естественно, больше вероятность травм. Небольшая разминка перед катанием, "холодная" голова помогут избежать неприятностей.
На склоне и во время катания никто не застрахован от травм, поэтому отнеситесь серьёзно.
И напоследок. Если в вашей стране есть склоны, то потренироваться лучше сначала там, прежде чем выезжать в суровые горы. На домашних склонах и условия проще и инструктор дешевле, а это поможет вам хорошо подготовится к более серьёзному катанию.
Успехов в покорении новых вершин!
|